Суббота, 20.04.2024, 05:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Новиковой Елены Владимировны

Меню сайта
Обратная связь
Сайт нашей школы
Категории раздела
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование экологической культуры посредством урочной и внеурочной деятельности

В 2016-2017 г я начала обучать первый класс, и выбрала тему по самообразованию «Формирование экологической культуры посредством урочной и внеурочной деятельности». Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологии в нашей стране.

Цель:

Создание условий для воспитания гуманной, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества через активизацию познавательной и исследовательской деятельности.

Задачи:

воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении экологических целей; способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

обучение – формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерностях природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека, экологических проблемах и способах их решения; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению состояния окружающей среды;

развитие способностей к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем; к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде; стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Актуальность.

В Пояснительной записке "Программы общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации" отмечено, что одним из основных противоречий современной эпохи является всё более углубляющееся противоречие между обществом и природой. Проблема повышения экологически культурного уровня человечества сейчас стоит как никогда остро, так как она тесно связана с безопасностью дальнейшей жизни. Ведь с ростом уровня культуры растёт и степень ответственности человечества не только за свои поступки, но и за действия других людей, за сохранение своей среды обитания. На сегодняшний день у детей, как и у взрослых, преобладает потребительский подход к природе, низкий уровень восприятия экологических проблем как лично значимых. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию у подрастающего поколения экологической культуры.

Существует несколько значений понятия «экология»:

1. Экология - наука об отношении растительных, животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

2. Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.

Экологические проблемы в трудах великих людей

Эрнест Геккель

Экология имеет точную формальную дату своего рождения, ее «отцом» был последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой».

https://avtor24.ru/

spravochniki/

ekologiya/ernst_

gekkel_issledovatel_

ekologii/

Ян Амос Коменский

 Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.

https://infopedia.su/

17x4a5e.html

Виссарион Григорьевич Белинский

 Ратовал за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.

http://iknigi.net/avtor-o-gazina/93773-teoriya-i-metodika-ekologicheskogo-obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-o-gazina/read/page-4.html

Константин Дмитриевич

Ушинский

Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников.

http://studbooks.net/

1938001/pedagogika/ushinskiy_

prirode_pervonachalnom_

obuchenii_detey

Экологическое воспитание обучающиеся должны получать непрерывно, но не назойливо. Этот процесс охватывает все стороны школьной и внешкольной жизни детей. Поэтому формирование экологической грамотности ребёнка происходит как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.

 

Диагностическая работа

Для того, чтобы знать уровень сформированности экологических знаний и наблюдать их динамику, мною составлен план диагностических исследований.

Первичная диагностика- начало 1 класса;

Промежуточная диагностика- конец 1 класса;

Промежуточная диагностика- конец 2 класса;

Промежуточная диагностика- конец 3 класса;

Итоговая диагностика- конец 4 класса.

Диагностические исследования осуществляются с помощью методик, наблюдений, бесед. Все исследования проводятся с разрешения родителей мною и психологом школы.

Результаты диагностических работ

Планирование работы по теме самообразования

-изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;

-периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;

- изучение нормативно-правовых документов;

- посещение семинаров, конференций;

- прохождение курсов повышения квалификации;

- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;

- взаимопосещение  открытых уроков, внеклассных мероприятий, организованных в школе, в районе;

-разработка конспектов образовательной деятельности по экологическому воспитанию;

-подведение итогов анкетирования по экологии;

-проведение досугов, экологических, народных праздников;

-участие в муниципальных, республиканских, межрегиональных, Российских конкурсах.

План работы с детьми

- образовательная деятельность по экологическому воспитанию;

-игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т.д.);

- опытно-исследовательская деятельность;

- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

- инсценирование сказок;

-участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету;

-проведение бесед на экологические темы;

- организация и участие в выставках поделок из природного материала, из овощей и фруктов;

- участие в общешкольных экологических акциях;

-организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий;

-организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания;

-коллективная проектная деятельность.

Индивидуальная работа:

- работа с одарёнными детьми;

- подготовка детей к конкурсам;

- индивидуальная  проектная деятельность.

План мероприятий с детьми на 2016-2020г.  (понедельный)

Тематика проектов для начальных классов на экологическую тему

1класс

Дикорастущие и культурные растения

Дикие и домашние животные

Животные в моём доме

Растения в моём доме

Куда поехать отдыхать летом

Что полезнее: фрукты или соки?

Азбука правильного питания

2 класс

Вред газировки: миф или реальность?
Вред и польза жевательной резинки.
Все ли йогурты полезны?
Жизнь пластиковой бутылки
Здоровье реки — здоровье человека.
Чипсы: лакомство или яд?

3 класс

Влияние состава воды на здоровье человека

Способы очистки воды

Варианты отдыха на воде

Как грязная вода влияет на здоровье

Влияние зеленых насаждений пришкольного участка на состояние воздуха.
Влияние мобильных телефонов на организм человека.

Влияние моющих средств на организм человека
Автомагистраль, снег, растения и почва.

Аквариум - замкнутая экосистема.

4 класс

Изучение экологического состояния родников нашего поселка.
Лес просит о помощи!
Моя квартира как экологическая среда
Несанкционированный выброс бытовых отходов.
Проблема твердых бытовых отходов в сельской местности

Экологическое состояние родников
Экологические проблемы моего села.
Экологические проблемы человечества
Экологическое исследования парка.
Экология деревни: вчера, сегодня, завтра.
Экология домашнего аквариума
Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта.

Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию

(может использоваться для классных часов, кружка, внеурочной деятельности)

 

План работы с родителями

Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя кладовая».

Помощь родителей в изготовлении кормушек.

Участие родителей в проектах, акциях, выставках, фотовыставках, конкурсах.

Привлечение родителей для участия и подготовке классных и общешкольных мероприятий.

Тематика родительских собраний по экологическому воспитанию для 1-4 класса

1 класс

Особенности развития детей 6 – лет.

Режим дня школьника.

О любви к живому.

2 класс

Роль семьи в воспитании у детей осознанного бережного отношения к природе.

Экология вокруг нас.

Полезная пища – основа здоровья.

3 класс

Особенности развития детей 9 – 10 лет.

Путешествие по рекам нашего региона.

Охрана безопасности жизни.

4 класс

Экология нашего дома, села, края.

Роль витаминов для укрепления здоровья.

Закалка организма.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
uCoz